Защита прав потребителей
Одной из самых распространённых категорий дел с участием граждан, являются споры о защите прав потребителей.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Другим не менее важным правовым актом регулирующим отношения в сфере защиты прав потребителей является Закон РФ №2300-1 от 07.02.1992г. « О Защите прав потребителей».
Так же многие отношения в данной сфере урегулированы специальными законами. При этом следует иметь ввиду что, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Среди основных прав граждан в сфере защиты прав потребителей предусмотрено право на обеспечение определенного качества товара, товар должен быть безопасным для жизни и здоровья потребителей, в течении срока годности и/или срока службы. Другим не менее значимым правом потребителей в данной сфере, является право на получение полной и достоверной информации о товаре, еще до заключения договора купли-продажи.
Так же действующим законодательством предусмотрено право потребителей на замену и/или возврат товаров как надлежащего качества , так и товаров с недостатками.
Среди основных способов защиты прав потребителей наиболее эффективным является судебная защита прав потребителей.
Важное значение для данной категории дел является обязательное соблюдение досудебного порядка- обращение к продавцу ( изготовителю, импортеру, исполнителю) с претензией – требованием ( о замене товара, устранении недостатков товара, расторжении договора и возврате уплаченной суммы и др.). Сроки рассмотрения которой составляют, в большинстве случаев, 10 дней. После чего потребитель вправе обратиться за разрешением спора в суд.
Исковое заявление о защите прав потребителей может быть подано потребителем по его выбору в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.
При обращении в суд с иском о защите прав потребителей граждане освобождены от уплаты государственной пошлины, так же судебные расходы на проведение досудебных, и в подавляющем большинстве судебных экспертиз, возлагаются на ответчиков.
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В связи с чем своевременное обращение за оказанием юридической помощи по данной категории дел, поможет Вам наиболее точно и правильно определить способы и варианты защиты ваших прав. Обеспечить защиту Ваших прав и законных интересов как в ходе судебного урегулирования спора, так и в ходе судебного разбирательства.
Получить услуги адвоката по защите прав потребителей, можно различными способами:
- лично в офисе (гор. Балаково Саратовской области, ул.Академика Жук, д. 46/1, кабинет №1);
- или дистанционно в формате переписки по электронной почте (starodubov1972@mail.ru).